Аннотация к рабочей программе «Индивидуальный проект»
Рабочая программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» базового уровня
разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,
Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ
Новорогачинская СШ и примерной программой метапредметного курса
«Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы
среднего общего образования (автор: Д.А.Логинов. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО»,
2018). Рабочая программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» (далее –
курса) рассчитана на 2 года (68 часов: 1 час в неделю). Индивидуальный проект
представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное
исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми
обучающимися на уровне среднего общего образования. Программа курса обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную,
общекультурную составляющие при получении среднего общего образования; развитие
личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностносмысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания
или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Цель
курса: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу среднего общего образования. Задачи изучения курса: 1.
Сформировать: способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной
ситуации; способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации; способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и
готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования. 2. Развить:
способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной
ситуации; способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели; способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору
способа предъявления достигнутых результатов социуму. 3. Совершенствовать:
коммуникативные умения, опыт публичного выступления; умение презентовать
результаты проектной деятельности. Содержание метапредметного курса
«Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения,
которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем
обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в
данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы,
которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к
любым условиям организации учебного процесса. Программа предусматривает поэтапное
сопровождение деятельности обучающихся по реализации индивидуального проекта.
Принципы и особенности содержания курса: признание объективности существования
индивидуальных целей обучающегося в образовательном процессе; индивидуализация и
персонификация образовательного процесса; максимальное разнообразие
представленных возможностей для развития личности; непрерывность и преемственность
образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и
последовательностью целей образования; «не навреди», психологический контакт с
подопечным и атмосфера доверия; взаимодополняемость психологической,
педагогической, информационной, тьюторской составляющих; свобода выбора
обучающимся предметных направлений; получение помощи, принцип наставничества.
Планируемые результаты освоения курса Планируемые результаты освоения программы
курса уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной
деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов. Результаты изучения
курса обучающихся отражают: 1. Развитие личности обучающихся средствами
предлагаемого курса: развитие общей культуры школьников, их мировоззрения,
ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и
коммуникативных способностей; готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению. 2. Овладение систематическими знаниями и
приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной проектной и
исследовательской деятельности. 3. Развитие способности к непрерывному
самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу
умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и
сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному
использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и
саморегуляции. 4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать
избранное направление образования. 5. Обеспечение профессиональной ориентации
обучающихся. Планируемые личностные результаты При освоении курса планируется
достичь следующих личностных результатов: личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение; действие смыслообразования (установление обучающимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется и т.п.); действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее
собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Планируемые метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты
включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
обучающимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление
плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и
уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные
учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия:
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-
графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные
характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планируемые предметные результаты:
В результате обучения по программе курса обучающийся научится: формулировать цели
и задачи проектной (исследовательской) деятельности; планировать работу по реализации
проектной (исследовательской) деятельности; реализовывать запланированные действия
для достижения поставленных целей и задач; оформлять информационные материалы на
электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над
проектом; осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью
и задачами и конечным результатом; использовать технологию учебного
проектирования для решения личных целей и задач образования; навыкам
самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. Программа
курса представлена четырьмя модулями, освоение которых в полном объеме позволит
сопроводить подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП среднего
общего образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к защите. Форма
защиты и процедура оценивания индивидуального проекта регламентируется
соответствующими локальными нормативными актами учреждения.